• на главную
  • новости
  • теория
  • материалы
  • чертежи
  • теория
  • материалы
  • мои фото
  • гостевая
  • статьи
  • Контакты





  • Несносный слоненок выигрывает

    Восстановление спектакля – дело неблагодарное. Находиться под грузом непререкаемого авторитета овеянной легендами постановки и оттого непрерывно оглядываться назад, добровольно лишая себя творческой независимости – что может быть хуже?

    Восстановление спектакля – дело неблагодарное. Находиться под грузом непререкаемого авторитета овеянной легендами постановки и оттого непрерывно оглядываться назад, добровольно лишая себя творческой независимости – что может быть хуже?

    Поэтому в Московском детском кукольном театре теней от идеи восстановления решили отказаться сразу. «Несносный слоненок» –слава и визитная карточка театра – должен стать не повторением, а продолжением. Душевным поклоном прежним артистам и постановщикам. А главное – новым, свежим воплощением вечной и мудрой сказки Р. Киплинга, превращенной Г. Владычиной в талантливую пьесу, которую знает и любит не одно поколение зрителей.

    Художественный руководитель театра Александр Крупенин, он же художник-постановщик почти всех спектаклей, как всегда подошел к оформлению скрупулезно и требовательно. Прежние декорации заменили новые. Маленьким зрителям невдомек, что перед ними две ширмы для объемных кукол, которые неуловимо превращаются в экраны для их теневых двойников.

    Ребята видят «всамделишные» джунгли, а потом заворожено наблюдают за рыбами, медленно плывущими в реке. Иллюзия, что рыбы преодолевают упругую толщу воды абсолютная. Кукловождение здесь превращается в искусство. Тонкое и неуловимое.

    В этом сказочно– правдивом мире привольно чувствуют себя глуповатая, но самоуверенная Бегемотиха (Л. Волкова), кокетливая и экспансивная Страусиха (Н. Голда), неотразимый для этих «дам» самовлюбленный Павиан, ехидно-коварный крокодил ( обе роли – несомненная удача В. Скрябина) и меланхоличный Жираф (Д. Самойленко).

    Вообще, каждая роль в этом спектакле привлекает внимание. Артисты четко и слаженно, озорно и весело, с уместной импровизацией разыгрывают старую, но вечно актуальную коллизию непонимания взрослыми детей. Кстати, одна из задач режиссера спектакля, заслуженного артиста РФ Виктора Пронина, которую он поставил перед творческим коллективом – дать понять взрослым зрителям, как они, мягко говоря, бывают неправы, когда раздраженно отталкивают от себя «вечно болтающихся под ногами» дочек и сыновей. Ведь в результате такое отношение оборачиваются непониманием и отчуждением. А это куда больнее хобота, которым слоненок охаживает в финале своих горе-воспитателей!

    Особого слова заслуживают куклы. И объемные, и теневые. Они также изготовлены под руководством и при непосредственном участии Александра Крупенина. Александр Геннадьевич неустанно заботится о том, чтобы кукольные «артисты» были не только яркими и выразительными, но и удобными для актеров-кукловодов.

    Почти готовый для представления, отмашированный (то есть изготовленный из папье-маше) и оснащенный механикой Слоненок не совсем удовлетворял этим условиям. И хотя до премьеры оставалось совсем немного времени, он был решительно заменен новым, более совершенным собратом.

    «Дьявол скрывается в деталях» – неслучайное наблюдение. Спектакль и получился потому, что коллектив театра, начиная от постановщиков, кончая изготовителями кукол, проявил вдумчивое и пристальное внимание к «мелочам».

    Но в решающей степени успех «Слоненку» принесла теплая, доброжелательная творческая атмосфера, которая сложилась в коллективе театра. Нелли Кондрашова, исполнительница роли Слоненка, считает, что именно дружеское участие артистов театра, их поддержка, а также мастерски изготовленные Слонята – объемные (раскрою секрет – на самом деле «играет» не одна кукла, а две) и теневые ( их – гораздо больше) помогли ей по-новому переосмыслить роль, которая двадцать лет назад принесла ей заслуженный успех.

    – Если мой прежний слоненок, – говорит актриса, – был, в основном, трогательно-наивным, то сейчас он у меня разный: то любознательный, то настырный, то простодушный, то смышленый.

    Пришло время сказать, что поводом к возрождению «Несносного слоненка» стал юбилей заслуженной артистки РФ Нелли Кондрашовой: пятьдесят лет на сцене. В день юбилея и состоялась премьера спектакля. Она прошла под неослабным вниманием зрителей – маленьких и больших – и оживленный обмен мнениями (причем одно другому не мешало). Когда спектакль закончился, на его создателей посыпались вопросы. Особенно ребят интересовало: «почему павиан зеленый?» Ответа не знал никто.

    «А действительно, почему?» – спросил я потом у А.Г. Крупенина. Тот в ответ только лукаво улыбнулся. И я не стал уточнять. Понял, искусство на то и искусство, чтобы в нем жила тайна.

    А потом, как и положено, состоялось чествование юбиляра. На нем не было официозной натянутости и формальных речей. Все тепло и искренне поздравляли Нелли Ивановну с датой, которая, кажется, никак не отразилась на ее творческом и физическом самочувствии.

    Искренюю признательность актрисе ее друзья-артисты выразили в перифразе известой песни (слова которой они сочинили сами).

    Тень для тебя вся жизнь, примадонна,

    Куклы рукой коснись, примадонна,

    Она оживает каждый раз.

    Смейся в лицо судьбе, примадонна,

    Не привыкать тебе, примадонна,

    К роли сложной, но простой

    Быть собой.


    Разрешается републикация материалов сайта в Интернете с обязательным указанием ссылки (или баннера) на сайт Домашние ремесла.

        Яндекс цитирования    

    Copyright © Райхель Александр "Домашние Ремесла" 2006-2022