• на главную
  • новости
  • теория
  • материалы
  • чертежи
  • теория
  • материалы
  • мои фото
  • гостевая
  • статьи
  • Контакты





  • Художественная роспись Городца

       Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства работает выставка ЗАО фабрики "Городецкая роспись" "Художественная роспись Городца".
       Старинное село Городец, основанное еще в XII веке, расположено на кшш берегу Волги, выше Нижнего Новгорода. Выгодное в торговом отношении расположение Городца на Волге, вблизи Макарьевской, крупнейшей в России ярмарки Нижнего Новгорода, способствовало быстрому развитию различных ремесел в Городце и его окрестностях. Здесь в деревнях Косково, Курцево, Охлебиха с конца XVIII века особенное развитое получило изготовление донец для прялок, искусно украшенных резьбой и инкрустацией мореным дубом. Спецификой украшения этих донец являлось изображение сюжетных сценок. Донца пользовались большим спросом в этих льноводческих районах, так как женщины пряли нитки и ткали холсты не только для себя, но и на продажу. Расширение промысла постепенно привело к тому, что трудоемкая инкрустация была замещена яркой красочной росписью своеобразного стиля, с пышным орнаментом и сценками народного быта.
       Такое ярко украшенной донце по окончании работы можно было повесить на стену в качестве панно. С 1870-x годов расписные донца практически полностью вытеснили инкрустированные. Городецкой росписью начали украшать не только донца, но и другие предметы крестьянского труда и быта.
       До 80-х - 90-х гг. XIX века мастера городецкой росписи работали темперными и клеевыми красками. Позднее некоторые из них перешли на живопись маслом. Техника городецкой росписи позволяет использовать любые красочные пигменты, поэтому изделия городчан весьма разнообразны по колориту. Для них характерно исполнение рисунка на ярких цветных фонах (золотом, голубом, зеленом, синем, красном), широкая манера письма, яркость и неожиданная смелость сочетания красок, построение композиции росписи по принципу размещения крупных красочных пятен.
       Начало росписи Городецких прялок было положено сочетанием живописных приемов и традиций иконописи с мотивами и композициями, распространенными в резьбе.
       Для городецкой росписи свойственна близкая к иконописи, но более простая манера письма. Городецкая роспись унаследовала от иконописи своеобразные, четко выработанные каллиграфические приемы, облегчающие исполнение сложных изображений и передачу движения.
       Современные художники ЗАО фабрики "Городецкая роспись" сохраняют и развивают традиции старых мастеров. В их творчестве обращение к сюжетам русской истории, пушкинским темам, русским сказкам сосуществует с излюбленными "всадниками", "посиделками", "гуляньями".
       На выставке представлены работы Заслуженных художников России, Лауреатов Государственной премии им. Репина Беспаловой Л.Ф., Соколовой А. В., Кубаткиной Л.А., Касатовой Д.Н., Рукиной Т.М. и более молодых художников этого замечательного старинного русского промысла.
    Разрешается републикация материалов сайта в Интернете с обязательным указанием ссылки (или баннера) на сайт Домашние ремесла.

       

    Copyright © Райхель Александр "Домашние Ремесла" 2006-2024