• на главную
  • новости
  • теория
  • материалы
  • чертежи
  • теория
  • материалы
  • мои фото
  • гостевая
  • статьи
  • Контакты





  • Иван Цветаев - великий собиратель

    В четверг исполняется 155 лет со дня рождения Ивана Владимировича Цветаева (1847-1913) - известного русского ученого и искусствоведа. Вспоминая как-то своего отца, его знаменитая дочь поэтесса Марина Цветаева писала в анкете, что Иван Владимирович был сыном деревенского священника, европейским филологом, автором книги "Осские надписи", профессором истории искусств - сначала в Киевском, а затем в Московском университетах, директором Румянцевского музея и, наконец, основателем московского музея изящных искусств. При этом Цветаева заметила, что ее поэтический дар от матери, а вот влияние отца больше выразилось в страсти к труду, в отрицании карьеризма, в культе простоты и отрешенности. И все же и сама Марина, и ее не менее передовая сестра Ася частенько упрекали отца в консерватизме, отсталости и вышучивали его старомодность. В конце жизни Цветаев горько говорил: "Семья мне не удалась"... Что ж, он рано потерял молодую жену-полячку, оставшись один с двумя девочками на руках. А характер у доченек был нелегкий. Зато ему удалось главное дело всей жизни - создание уникального собрания, первого в России музея изящных искусств, ныне известного как Музей изобразительных искусств имени Пушкина. На этот музей Цветаев положил и все свое скромное состояние, и всю кропотливую жизнь. А замысел был царственно велик. Собрать в Москве под одной крышей всю красоту мира, и не просто собрать, а сделать ее центром преподавания истории искусства. Способом решения этой задачи Цветаев избрал создание масштабной коллекции замечательных гипсовых слепков с шедевров античной, средневековой и ренессансной скульптуры. В собрании Цветаева в одно целое слились сразу четыре прославленных музея: Британский, Берлинский, Мюнхенский и Гильдесгеймский. Кроме того, к ним добавилось уникальное собрание египетских подлинников востоковеда В.Голенищева. Всего для экспозиции самоотверженный бессеребренник собрал 9 тысяч экспонатов. Трудно найти еще один равный подвиг старательского духа в истории России. Само здание, построенное на пожертвования меценатов по проекту архитектора Р. Клейна, представляет из себя еще один урок красоты - портик музея воспроизводит вид греческого Эрехтейона из Афинского Акрополя, внутренний итальянский дворик напоминает о флорентийском палаццо Борджелло, а в великолепном вестибюле повторены черты Парфенона. Открытие музея в 1912 году стало последним крупнейшим культурным мероприятием дореволюционной России. Титанический труд окончательно подорвал здоровье Ивана Владимировича и на следующий год после открытия музея, его первый директор профессор Цветаев тихо скончался. Свое скромное личное состояние, точнее его тень, все то, что осталось после создания музея, он завещал сельской школе в деревне Талицы Владимирской губернии, той самой деревне где родился, а свою колоссальную, трудно приобретенную библиотеку оставил Румянцевскому музею. При чем абсолютно всю, запретив изымать из коллекции хотя бы один том. К сожалению, труд большого человека до сих пор не получил заслуженной оценки в нашей истории, даже его родимое кровное детище носит прославленное имя Пушкина.


    Разрешается републикация материалов сайта в Интернете с обязательным указанием ссылки (или баннера) на сайт Домашние ремесла.

       

    Copyright © Райхель Александр "Домашние Ремесла" 2006-2024