|
Неизвестный Прокофьев на сцене Большого театра
В рамках проходящей в Москве Всемирной Театральной Олимпиады в Большом театре состоится премьера первой редакции оперы Сергея Прокофьева «Игрок». Дирижер постановки Геннадий Рождественский, режиссер – Александр Титель, художник – Давид Боровский. Первая редакция оперы «Игрок» была написана Прокофьевым в 1915-16 годах специально для Мариинского театра, куда 24-летнего композитора привлек директор императорских театров В.А.Теляковский. Режиссером постановки должен был стать Н.Боголюбов, дирижером – сменивший Э.Ф.Направника Альберт Коутс. Прокофьев сам сочинил либретто, сделав текст прозаическим и сохранив все основные диалоги Достоевского. Композитор работал чрезвычайно быстро и написал оперу за пять с половиной месяцев. Однако «Игроку» так и не суждено было увидеть подмостки императорской сцены, хотя он и был включен в репертуар 1916-1917 гг. В конце 1916 года Прокофьев показал оперу в Москве, в Большом театре.
В рамках проходящей в Москве Всемирной Театральной Олимпиады в Большом театре состоится премьера первой редакции оперы Сергея Прокофьева «Игрок». Дирижер постановки Геннадий Рождественский, режиссер – Александр Титель, художник – Давид Боровский. Первая редакция оперы «Игрок» была написана Прокофьевым в 1915-16 годах специально для Мариинского театра, куда 24-летнего композитора привлек директор императорских театров В.А.Теляковский. Режиссером постановки должен был стать Н.Боголюбов, дирижером – сменивший Э.Ф.Направника Альберт Коутс. Прокофьев сам сочинил либретто, сделав текст прозаическим и сохранив все основные диалоги Достоевского. Композитор работал чрезвычайно быстро и написал оперу за пять с половиной месяцев. Однако «Игроку» так и не суждено было увидеть подмостки императорской сцены, хотя он и был включен в репертуар 1916-1917 гг. В конце 1916 года Прокофьев показал оперу в Москве, в Большом театре. Из-за событий февральской революции ни одну из двух возможных постановок осуществить не удалось. Дотации были сокращены, и Боголюбову было предложено ставить оперу «в сукнах» (т.е. в декорациях из подбора), от чего режиссер отказался. Тогда постановщиком был приглашен Всеволод Мейерхольд. Отсутствие денег проблемы не исчерпывало, отказались от сложных партий ведущие певцы, взбунтовался оркестр Мариинского театра. Переговоры о постановке в Большом, которые композитор вел летом 1917-го, также не привели к успеху. В мае 1918 года Прокофьев уехал в США. Первое оперное произведение, написанное на сюжет произведения Достоевского, увидело свет лишь спустя десятилетие – в 1929 году в театре «La Monnaie» в Брюсселе. Для этой постановки Прокофьевым и была создана вторая редакция оперы, которая с тех пор неоднократно ставилась в разных театрах мира. А в России прозвучала впервые благодаря стараниям Геннадия Рождественского в 1963 году (через 10 лет после смерти композитора) в исполнении артистов оркестра Всесоюзного радио и Центрального телевидения. Почти через шестьдесят лет после написания вторая редакция оперы «Игрок» была поставлена Борисом Покровским в Большом театре (1974). Дирижером был Александр Лазарев, художником – Валерий Левенталь. Написанная в канун революционных событий, опера Прокофьева казалась слишком сложной своим современникам. Речитативы, короткие фразы, где динамизм действия и слова были неразрывно слиты с музыкальной тканью, были с одной стороны новаторскими, а с другой – наследовали лучшим русским оперным традициям, связанным в первую очередь с творчеством Модеста Мусоргского. В 1929 году, создавая вторую редакцию «Игрока», Прокофьев пошел по линии упрощения. Первый вариант ждал своего часа с 1916 года: мировая премьера на сцене Большого театра состоится 5 и 6 июня 2001. В новой постановке ведущие партии репетируют Николай Васильев, Михаил Урусов (Алексей), Ольга Гурякова, Ольга Куржумцева (Полина), Галина Борисова, Татьяна Ерастова, Елена Манистина (Бабуленька), Владислав Верестников, Владимир Редькин (Астлей), Павел Кудрявченко, Владимир Кудряшов (Маркиз), Александр Науменко, Леонид Зимненко (Генерал), Марина Шутова, Евгения Сегенюк, Ирина Долженко (Бланш).
|