|
И физик, и лирик
Сегодня исполняется 70 лет со дня рождения одного из "мэтров" российской авторской песни Виктора Берковского. Появление этого человека в культуре нашей страны совпало по времени с острыми спорами между "физиками" и "лириками": одни, увлеченные перспективами научно-технического прогресса, отрицали роль искусства в жизни человечества, другие утверждали, что жизнь без прекрасного невозможна. Берковский счастливо объединил в себе две тенденции в развитии общества: первые песни на музыку, написанну ...
Сегодня исполняется 70 лет со дня рождения одного из "мэтров" российской авторской песни Виктора Берковского. Появление этого человека в культуре нашей страны совпало по времени с острыми спорами между "физиками" и "лириками": одни, увлеченные перспективами научно-технического прогресса, отрицали роль искусства в жизни человечества, другие утверждали, что жизнь без прекрасного невозможна. Берковский счастливо объединил в себе две тенденции в развитии общества: первые песни на музыку, написанную этим выпускником Московского института стали и сплавов, появились в 1957 году и сразу же снискали себе любовь слушателей. Причем, как это нередко бывает с авторской песней, многие и не знают, что автором музыки многих популярнейших музыкально-поэтических баллад является видный ученый, профессор Берковский. Так бардовская песня приобретает новую "ипостась", становясь фактически народной. Как музыканта его отличает безупречный вкус в подборе "текстового материала" для будущих песен. Среди авторов, чьи произведения он положил на музыку, - Михаил Светлов, Эдуард Багрицкий, Редьярд Киплинг, Булат Окуджава, Юрий Визбор. Всего Берковским написано более 150 песен. В "золотой фонд" отечественной авторской песни вошли такие шедевры Берковского, как "Гренада", "Под музыку Вивальди" /совместно с Никитиным на слова Величанского/, "На далекой Амазонке". Берковский уникален тем, что он - композитор, не имеющий специального образования. Вместе с тем его творчество oпровергает расхожее мнение насчет того, что для авторской песни "хватит двух-трех аккордов", он - великолепный мелодист, использующий в работе все богатство музыкального искусства. Огромную роль Берковский сыграл в пропаганде авторской песни, он возглавлял жюри многих известных фестивалей, в том числе Грушинского, Ильменского, Московских городских. Вместе с Никитиным он являлся художественным руководителем широко известного проекта "Песни нашего века", в который вошли лучшие произведения российских бардов второй половины 20-го столетия.
|