|
«Кризис» – главное русское слово 2008 года Главным русским Словом 2008 года стало слово "кризис". Как сообщил автор электронной рассылки "Дар слова", руководитель Научно-творческого совета Центра творческого развития русского языка при Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы Михаил Эпштейн, всего на конкурс было номинировано около 100 русских слов и выражений, которые специалисты сочли самыми характерными для минувшего года. Жюри российского конкурса "Слово-2008" было сформировано из членов Научно-творческого совет ... Главным русским Словом 2008 года стало слово "кризис". Как сообщил автор электронной рассылки "Дар слова", руководитель Научно-творческого совета Центра творческого развития русского языка при Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы Михаил Эпштейн, всего на конкурс было номинировано около 100 русских слов и выражений, которые специалисты сочли самыми характерными для минувшего года. Жюри российского конкурса "Слово-2008" было сформировано из членов Научно-творческого совета при Центре творческого развития русского языка. Этот Центр существует уже два года при МАПРЯЛ – Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы, российское отделение которой действует при Санкт-Петербургском университете. В Научно-творческий совет входят такие известные писатели и поэты, как Марина Вишневецкая, Светлана Кекова, Анатолий Курчаткин, Григорий Марк, Татьяна Щербина, филологи и лингвисты Ольга Глазунова, Людмила Зубова, Максим Кронгауз, Валерий Мокиенко, Наталья Фатеева, а также философы, культурологи Григорий Тульчинский и Михаил Эпштейн, который является руководителем cовета.Слово "кризис" победило с большим отрывом. На втором месте оказалось слово "коллайдер". На третье место вышло слово "великодержавность". Одновременно в английском языке Словом-2008 (по версии словаря Вебстера) было названо "bailout" (финансовое поручительство со стороны правительства), в немецком – Finanzkrise (финансовый кризис). В номинации русские "Жаргонизм и неологизм-2008" первое место заняло "пазитифф" (или "позитифф"), придуманное интернет-сообществом "олбанского" языка. На втором месте среди русских жаргонизмов – неологизм "Обаманна", продиктованный, как объясняет Михаил Эпштейн, бурной избирательной кампанией в США и ее сенсационным итогoм. Третье место в ряду русских жаргонизмов 2008 года заняло слово "стабилизец". В номинации "Выражение-2008" на первое место вышло выражение "кошмарить бизнес", введенное Президентом Дмитрием Mедведевым, а затем подхваченное премьером Владимиром Путиным, который призвал банки "не кошмарить своего кредитора". На втором месте словосочетание "пилинг и откатинг". Третье место в ряду жаргонизмов досталось словосочетанию "офисный планктон". По словам Михаила Эпштейна, это известное и раньше словосочетание было выдвинуто на конкурс в 2008 году сначала в связи с благополучной консолидацией этого среднего управленческого слоя, а затем из-за усиления тех угроз (увольнения, безработицы, нищеты), которые в первую очередь именно ему несет нарастающий кризис. В номинации "Антиязык" на первое место вышло выражение "принуждение к миру". Второе место присуждено выражению "подниматься с колен". Третье и четвертое места в этой номинации поделили "замиротворить" и "миротворческие войска". Победителем в пятой номинации ("Предслово-2009") стало выражение "новые бедные". На втором месте неожиданно оказалось само слово "предслово", хотя никто его на конкурс не выдвигал. Однако многие члены жюри в конце концов сочли, что само название рубрики указывает на неопределенность, предварительность, "предсловность" будущего года как предисловия к новой эпохе. На третьем месте в числе "предслов-2009" – "обвал". Напомним, "Словом-2007" в России былo названо "гламур", которое, по утверждению конкурсной комиссии, точно обозначило целую эпоху позднепутинского правления, "эпоху гламура", сравнимую с "эпохой джаза", предшествовавшей великой депрессии. Второе и третье места заняли, соответственно, "нано-" (нанотехнологии и пр.) и "блог". В 2008 году конкурс проходил в пяти номинациях: "Слово", "Жаргонизм и Неологизм", "Выражение", "Антиязык" и "Предслово-2009". Пятая номинация ("Предслово") была введена впервые и не имеет аналогов в других странах. В США ключевые слова или "логомотивы" года, как их называет Михаил Эпштейн, ежегодно выбирает Американское диалектологическое общество, в Германии – Общество немецкого языка, в Японии – комиссия, выпускающая ежегодник "Фундаментальные знания современного языка". |
|
Copyright © Райхель Александр "Домашние Ремесла" 2006-2024 |