• на главную
  • новости
  • теория
  • материалы
  • чертежи
  • теория
  • материалы
  • мои фото
  • гостевая
  • статьи
  • Контакты





  • Тюменский бренд

       В областной столице почти полгода работала выставка «Живая старина. Тюменский ковер ХIХ–ХХI веков», собранная из фондов музея изобразительных искусств. Основу экспозиции составили восемьдесят авторских народных ковров, созданных мастерицами ковроткачества в XIX—XX столетиях, а также эксклюзивные изделия Сибирской ковровой фабрики.
       Как отметила куратор выставки, искусствовед Наталья Сезева, тюменский ковер является уникальной разновидностью сибирского традиционного промысла и имеет богатую историю. Искусство местного ручного ковроткачества (наряду с другими художественными ремеслами и промыслами) было широко распространено во всех уездах и волостях Тобольской губернии начиная с XVIII столетия. Изделия пользовались заслуженной популярностью и были отмечены на многих престижных кустарных всероссийских и международных выставках (Нижегородской в 1896 году, I и II Всероссийских кустарных в Петрограде в 1902 и 1913 годах, Всемирной в Париже в 1900-м и в Генуе в 1913-м). Кстати, в столице Франции тюменские мастера ковроткачества удостоились Гран-при.
       Тюменский махровый ковер в качестве бренда и как народный промысел (техника, технология, материал) существовал целых три столетия. Речь идет не только о процессе изготовления ковра с использованием традиционных материалов (овечья шерсть, крашение, ручное ткачество), но и о композиционных схемах, заключающих в себе богатейшую традицию, о цветовой гамме, образно-стилистических особенностях, орнаментальном строе ковра.
       В свое время для украшения сибирского дома эти ковры, пушистые, теплые, с крупным ворсом, применялись широко и разнообразно – они были любимой деталью крестьянского и купеческого интерьера. Кстати, на выставке можно было увидеть всевозможные насундучники, налавошники, настольники, выполненные в махровой и паласной технике. А в одном из залов даже воссоздали интерьеры крестьянской избы и купеческой гостиной XIX – начала XX веков.
       В экспозиции были достойно представлены фотопортреты ведущих мастериц-ковровщиц из Тюмени и глубинки, а также произведения народного искусства из фондов музея: прялки, вышивка, кошевка для экспонирования санных ковров, ткацкий станок и отдельные его детали – элементы, необходимые для наглядной демонстрации самого процесса создания изделия.
       Завершился показ уникальной коллекции народного промысла презентацией великолепного альбома, куда вошли фотографии большинства представленных образцов и научные статьи автора издания, кандидата искусствоведения Натальи Сезевой. Интересно, что вышла книга в престижной серии «Шедевры народного искусства России».
       Таким образом, определение «тюменский ковер» впервые введено в научный общероссийский и международный контекст. И отныне он в одном ряду с хохломой, гжелью, вологодскими кружевами, павлово-посадскими коврами… Пока еще существуют эти оазисы народного промысла в Тюменском, Омутинском, Бердюжском, Армизонском районах.
       Правда, настоящих мастериц, которые владеют секретами мастерства, остались единицы. Но и они при соответствующей поддержке могли бы не только творить эксклюзив, ткать вручную для популяризации «жанра», но и обучать ремеслу молодежь. Несмотря на свои почтенные 80 лет, готова поделиться секретами мастерства Анисья Шешукова из села Каменка. А ее молодая коллега Татьяна Иванова из поселка Новотуринского здесь же, на выставке, за старинным ткацким станком давала мастер-класс, предлагала желающим завязать узелок на память, загадать желание и вплести его в ткань нового ковра. У нее есть ученики, они продолжают древнее сибирское народное искусство.
    Разрешается републикация материалов сайта в Интернете с обязательным указанием ссылки (или баннера) на сайт Домашние ремесла.

        Яндекс цитирования    

    Copyright © Райхель Александр "Домашние Ремесла" 2006-2018