• на главную
  • новости
  • теория
  • материалы
  • чертежи
  • теория
  • материалы
  • мои фото
  • гостевая
  • статьи
  • Контакты
  • невидимые номера для камер






    Проблемы и достижения видеоарта

    Проблемы и достижения видеоарта

    В конференц-зале нижегородского представительства Института «Открытое Общество» (Фонд Сороса) в рамках проекта «Полиэкран» состоялся первый из запланированного цикла видеопоказов, представляющих историю и современное состояние российского и международного видеоарта. Организаторы проекта: Центр культуры и искусства «МедиаАртЛаб» (Москва) и государственный центр современного искусства МК РФ (Нижний Новгород). Видеопоказы будут проходить примерно раз в месяц в течение полугода и кроме Нижнего пройдут и в других провинциальных городах России.

    Что такое видеоарт? Как самостоятельному виду творческой деятельности ему несколько десятков лет. Видеоарт – это искусство, которое прочно связано с техническими достижениями и открытиями. Известный американский социолог и феноменолог Маршалл Маклюэн еще в 60-х указал, что на смену «гутенберговой галактики» идет эпоха электронных информационных технологий, которая неизбежно приведет к технологической трансформации человеческого сознания. Хорошо это или плохо - вопрос слишком сложный, но важно, что это так.

    Несомненно, видеоарт – один из продуктов «смены вех». По сравнению с кино видеоаппаратура предоставила человеку целый ряд творческих свобод. Упростился съемочный процесс, отпала необходимость в приобретении дорогой пленки, в ее последующей обработке. Монтаж стал изощреннее, появилась возможность корректировать изображение (чем дальше, тем больше, с помощью компьютера).

    Является ли на сегодняшний день видеоарт самостоятельным искусством? Однозначно ответить на этот вопрос, пожалуй, невозможно. Как и точно указать, что и в какой мере сформировало и продолжает формировать художественный язык видеоарта: изобразительное искусство или кинематограф. Концепций, мнений и высказываний тут достаточно. Но главное, что видеоарт на данный момент – территория творческой свободы. Правила игры здесь изобретаются параллельно с самой игрой. Именно эта, по выражению одного из самых заметных авторов российского видеоарта Сергея Шутова, «ситуация белого листа» и манит многих художников. В определенной мере видеоарт оказался «слишком» демократическим искусством: нет намертво закрепленного стиля, нет мощного контроля идеологии и бизнеса. Поэтому наряду с экспериментаторами в видеоарте хватает и авантюристов, а поиск «подкрепляется» саморазвлекающейся пустотой. При этом по сравнению со сложившимися видами искусств момент новизны очень трудно превратить в момент истины. Болезнь роста.

    Но наличие вопросов и проблем лишь подтверждает, что видеоарт существует. Вполне понятно где. По словам директора Центра культуры и искусства «МедиаАртЛаб» Алексея Исаева, предварявшего нижегородский старт «Полиэкрана», это и телевидение, и видеопоказы, организованные по кинотеатральному или клубному принципу, и присутствие в качестве составного элемента в художественных выставках, и Интернет. В России в 2000 году видеоартом заинтересовался Московский МКФ, в рамках которого теперь проводится "Медиа Форум", собирающий качественные видеопрограммы.

    Работы видеохудожников из программы "Медиа Форума" и легли в основу первого видеопоказа в Нижнем. Чего тут только не было. И ироничные шутки в духе юмористических телепрограмм. И работа со сложившимися образными техниками: видеоигр, компьютерной анимации, клипа. И серьезные и многозначительные видеоманипуляции человеческими лицами и телами, а также вещами, снятые нарочито «скучным» образом: неподвижно, замедленно, механистично, с программной деформацией изображения. Популярны были «бессмысленные» с традиционной точки зрения дизайнерские опыты, когда само изображение и есть смысл. Основные идеи представленных работ – свежий и необычный взгляд на традиционные вещи, поиск нового языка и образов, критика различных общественных институтов и техногенной цивилизации. Но, как сказал классик видеоарта Нам Джун Пайк: «Чтобы бороться против технологии, надо знать, как с ней общаться». В ближайшее время нижегородцам будет предоставлена такая возможность.


    Разрешается републикация материалов сайта в Интернете с обязательным указанием ссылки (или баннера) на сайт Домашние ремесла.

        Яндекс цитирования    

    Copyright © Райхель Александр "Домашние Ремесла" 2006-2018