• на главную
  • новости
  • теория
  • материалы
  • чертежи
  • теория
  • материалы
  • мои фото
  • гостевая
  • статьи
  • Контакты
  • Статьи о Романе Василенко






    Иосифу Сумбаташвили – 95

    Исполняется 95 лет Иосифу Георгиевичу Сумбаташвили – выдающемуся сценографу, главному художнику ЦАТРА, народному художнику СССР, лауреату Государственных премий СССР.

    Исполняется 95 лет Иосифу Георгиевичу Сумбаташвили – выдающемуся сценографу, главному художнику ЦАТРА, народному художнику СССР, лауреату Государственных премий СССР.

    Иосиф Георгиевич – один из самых талантливых, знаменитых и уважаемых людей в своей профессии, которой беззаветно служит уже без малого 65 лет. Выпускник факультета живописи Тбилисской академии художеств, в 1942 году он стал главным художником Театра имени К. Марджанишвили (Тбилиси, Грузия), куда был приглашен для оформления пьесы "Давид-Строитель" Л.Готуа. Эскизы молодого художника получили высокую оценку его выдающегося коллеги Симона Вирсаладзе. Затем Иосиф Георгиевич стал главным художником Театра оперы и балета имени З.Палиашвили (Тбилиси, Грузия). Среди спектаклей, оформленных на сценах Грузии, такие знаменитые постановки, как: опера "Даиси" З.Палиашвили в Театре оперы и балета, "Медея" Еврипида и "Бесприданница" А.Н.Островского в Театре имени К.Марджанишвили… Наряду с интенсивной деятельностью сценографа, Иосиф Георгиевич успешно работал в кино, участвовал в создании знаменитых игровых фильмов "Кето и Котэ", "Лурджа Магданы" Тенгиза Абуладзе, а также – многих мультипликационных.

    В 1958 году Иосиф Георгиевич переехал в Москву, куда был приглашен для оформления легендарного спектакля "Иркутская история" А.Арбузова в Театре имени Евг.Вахтангова. В 1962 году был назначен главным художником ЦАТСА, где оформил целый ряд спектаклей, среди которых "Смерть Иоанна Грозного" А.К.Толстого, "Дядя Ваня" А.Чехова, "Павел 1" Д.Мережковского, "Маскарад" М. Лермонтова (режиссер Л.Хейфец), "Яков Богомолов" М.Горького (режиссер Б.Эрин), вошедшие в историю отечественного театра. Оформление спектакля "Смерть Иоанна Грозного", получившего золотую медаль международной выставки сценографии "Пражская квадриеннале", оказало сильное влияние на изобразительную концепцию постановок из русской истории.

    За свою многолетнюю творческую жизнь Иосиф Георгиевич Сумбаташвили сотрудничал с различными драматическими и музыкальными театрами не только в нашей стране, но и за рубежом. Созданным им спектаклям рукоплескали зрители Болгарии, Германии, Польши… Среди наиболее знаменитых сценографических работ Сумбаташвили: "Сталевары" Г.Бокарева (постановка О.Ефремова в МХАТе имени А.П.Чехова); "Женщина за зеленой дверью" Р.Ибрагимбекова, "Антоний и Клеопатра" У.Шекспира, "Мистерия-буфф" В.Маяковского (режиссер Евг. Симонов в Театре имени Евг.Вахтангова), опера "Петр I" А.Петрова и балет "Пушкин" А.Петрова (постановка Н.Касаткиной и В.Василева в Академическом театре оперы и балета имени С.М.Кирова) и другие.

    Особое место в творческой биографии художника принадлежит режиссеру Борису Морозову, с которым он начал плодотворное сотрудничество в Малом театре, создав спектакли, ставшие значительным явлением в театральной жизни России, такие как: "Леший" А.Чехова, "Преступная мать или Второй Тартюф" П.Бомарше, "Пир победителей" А.Солженицына, др. Успешная совместная работа творческого тандема Морозов-Сумбаташвили продолжилась в Театре Российской Армии, куда Иосиф Георгиевич вернулся в 1995 году в качестве главного художника. За пятнадцатилетие совместной работы на сцене ЦАТРА режиссером и художником осуществлены постановки, ставшие заметными событиями в современном театральном искусстве: "Много шума из ничего" и "Отелло" У.Шекспира, "На дне" М. Горького, "Скупой" Ж.Б.Мольера, "Сердце не камень" и "Волки и овцы" А.Н.Островского, "Шинель" Н.В.Гоголя, "Одноклассники" по пьесе современного драматурга Ю.Полякова. Последняя по времени совместная работа Морозова и Сумбаташвили – "Вечно живые" В. Розова стала их заметной удачей. Критика единодушно отмечала, что сценография Иосифа Георгиевича – фотоматериал военных лет – точно отразила режиссерский замысел, став одной из главных составляющих спектакля. Талант, высокая культура, глубокое проникновение в замысел – всегда были отличительными чертами творчества Сумбаташвили, оказавшего огромное влияние на развитие искусства сценографии и ставшего поистине живой легендой отечественной сцены.

    В 1999 году Иосиф Георгиевич удостоен Национальной театральной премии "Золотая Маска" в номинации "За честь и достоинство".


    Разрешается републикация материалов сайта в Интернете с обязательным указанием ссылки (или баннера) на сайт Домашние ремесла.

       

    Copyright © Райхель Александр "Домашние Ремесла" 2006-2024